РЕЗЮМЕ: doc | pdf

Похвалите сайт, плиз!

Спасибо-приспасибо!!!

Программы

Государственные, общественные и индивидуальные инициативы по развитию инновационного сектора

В других проектах















Рейтинг сайта

Яндекс.Метрика
 

Анализ действующего законодательства РФ об инновационной деятельности PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
Инновации - Статьи по инноватике
Добавил(а) Вячеслав Липатов   
13.06.04 16:37
AddThis Social Bookmark Button

Источник публикации: Каплиев А.С. Инновационная политика современной России/Выпускная квалификационная работа по специализации «Политология» и «Международные отношения, мировая политика и геополитика» на кафедре «Культурологии и глобалистики» БГТУ «ВОЕНМЕХ» под научным руководством профессора, д.филос.н. И.Ф. Кефели (руководителя Северо-Западного филиала Академии Геополитических Проблем, вице-президента АГП).

Мы считаем необходимым привести в данной работе выдержки из заключения юридического отдела Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», подготовленного в апреле 2004 года в рамках работ проекта «Институты развития инновационной экономики». В нем отмечается отсутствие закрепленного в действующем законодательстве определения понятия «инновационная политика».

«В течение последних пяти лет в нашей стране уже достаточно громко и часто стали употреблять такие понятия как «инновационная деятельность», «инновации», «инновационная политика», «инновационный путь развития» и пр. Однако до сих пор в нашем законодательстве так и не раскрыты эти понятия и не дано их легальное толкование и для понимания зачастую приходится обращаться к словарям. Отдавая должное законодателям, необходимо отметить, что были попытки законодательного урегулирования данной проблемы. Так в 1998 году в Государственную Думу членом Совета Федерации В.М.Крессом и депутатами Государственной Думы М.К.Глубоковским  был внесен проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». Данный проект был отклонен и.о. Президента РФ. В своем письме от 03.01.2000г. № Пр-14 и.о. Президента РФ обратил внимание на то, что: «не дается четкого определения предмета его регулирования - инновационной деятельности»; «в Федеральном законе не указаны признаки, по которым продукцию или технологический процесс можно отнести к новым или усовершенствованным до такой степени, чтобы деятельность по созданию и освоению этой продукции или технологического процесса можно было отнести к инновационной»;  «поскольку в Федеральном законе нет четкого определения предмета его регулирования, нет и возможности установить весь круг субъектов отношений, регулируемых Федеральным законом, что неизбежно приведет к значительным затруднениям в правоприменительной практике, позволит произвольно толковать большинство норм Федерального закона»; «некоторые положения этого Федерального закона впрямую противоречат Конституции РФ и иным Федеральным законам».

Таким образом, можно сделать вывод, что такой законопроект требует более глубокой и осмысленной проработки, т.к. это связано в первую очередь с тем, что инновационная деятельность по своей сути пронизывает практически все отрасли промышленности. Но, несмотря на то, что в нашем законодательстве не раскрыты эти понятия, не определен круг субъектов данных правоотношений и существуют прочие пробелы, касающиеся данной тематики, все эти обстоятельства не мешают принимать иные нормативные документы в этой сфере.

Таким важнейшим нормативным документом на сегодняшний день является «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»*, который поставил помимо прочих задач две, безусловно, важные задачи: «формирование национальной инновационной системы»; «повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности».  При этом «формирование национальной инновационной системы» предусматривает: создание благоприятной экономической и правовой среды; построение инновационной инфраструктуры; совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок».

Остается надеяться, что при создании «благоприятной правовой среды» восполнят существующие пробелы в законодательстве об инновационной деятельности. Ожидаемый закон «Об инновационной деятельности» является всего лишь верхушкой, которая должна базироваться следующем: интеллектуальная собственность, оптимизация ее гражданско-правового оборота; построение иных правоотношений между научными коллективами (учеными) - работниками и государственными учреждениями – работодателями; правовое регулирование привлечения частных инвестиций и гарантий для частных инвесторов»1. Также отметим, то, что в 2002 году была уточнена федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 - 2006 годы». Распоряжением правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 года № 1187-р утвержден «План мероприятий на 2003 - 2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования». Проводятся открытые конкурсы Департамента инновационного развития Министерства промышленности, науки и технологий*. Это свидетельствует о стремлении федерального правительства найти пути перехода на рельсы инновационной экономики.

Исходя из анализа действующего законодательства России можно предположить, что целый ряд сообществ заинтересованы в разработке проектов закона «Об инновационной деятельности» с целью нормативного закрепления своего видения «инновационной политики» и устранения ряда барьеров для деятельности.



1 Титов А.Ф. Инновационная деятельность и законодательство РФ.// Заключения юридического отдела Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» от 5 апреля 2004 года (Документ не опубликован и не является официальным документом Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»).

 


Последнее обновление 11.08.10 16:41
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить