РЕЗЮМЕ: doc | pdf

Похвалите сайт, плиз!

Спасибо-приспасибо!!!

В других проектах















Рейтинг сайта

Яндекс.Метрика
 

Высшая школа России: спустя 5 лет PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Наука - Релизы
Добавил(а) Вячеслав Липатов   
14.10.10 14:54
AddThis Social Bookmark Button

Принципиальные особенности модели глобального исследовательского университета:
1) освоение студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики;
2) полноценный переход на двухуровневую систему "бакалавриат-магистратура";
3) реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, которая рассматривается как приоритетная;
4) превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;
5) отказ от линейной модели "от фундаментального исследования до прикладной разработки" в пользу тесного сотрудничества с реальным сектором экономики как в поисках заказов на разработки, так и в поисках фундаментальной тематики;
6) полидисциплинарность исследований и разработок;
7) формирование инновационных производств и предприятий;
8) интернационализация научной деятельности: ("бывает только передовая наука"), публикации в международных журналах, организации интернациональных исследовательских команд



Министерство образования и науки РФ разработало проект концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. Рассчитана она прежде всего на ведущие технические вузы страны. К 2015 году у них должен вдвое увеличиться объём заказов на НИОКР и во столько же возрасти выпуск высокотехнологичной продукции. Кроме того, ожидается, что к участию в исследованиях и разработках удастся привлечь не менее 35 процентов профессорско-преподавательского состава, а их среднестатистический индекс возрастёт хотя бы в полтора раза.

Как объясняют авторы документа из Департамента стратегического развития, документ появился в связи с проводимой в стране технологической модернизацией экономики, что "в следующее десятилетие требует подготовки кадров с новыми компетенциями и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования".

В качестве примера предлагается использовать модель глобального исследовательского университета (global research university), которая получила широкое распространение во всём мире и подразумевает, что университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании.

Движение к модели глобального исследовательского университета происходит не только в странах, где учебные заведения традиционно служили основой национальной исследовательской и инновационной системы (США, Великобритания, Канада), но и там, где научная работа была сосредоточена в академических и отраслевых институтах (Германия, Франция, Финляндия). Начиная с 2009 года на этот путь вступила и российская высшая школа. Сформирована сеть национальных исследовательских университетов, создаются стимулы для развития инновационной и исследовательской деятельности во всех российских вузах.

Авторы концепции подчёркивают, что исследовательская и инновационная деятельность для вузов – не только возможность привлечь дополнительные средства, но и важнейшая самостоятельная задача, без которой невозможно обеспечить качественный образовательный процесс.

Одна из стратегических задач в концепции – развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне заменить ослабленную систему отраслевых НИИ. Такие организации должны обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой.

В каждом университете должна быть сформирована инновационная инфраструктура.

В органы управления вуза необходимо включить представителей академической науки и бизнеса с внятными полномочиями.

Российские вузы должны найти пути построения взаимовыгодных связей с наукой и индустрией, адекватные рыночной экономике. Университетам следует усилить акцент на инновации в системе "вуз – предприятие", а не на подготовку кадров для компаний-партнёров.

Чтобы развивать междисциплинарные исследования в вузах, необходимо укрупнять университетские структуры, а не усиливать специализацию и фрагментацию. В основе программ развития вузов должна лежать внешняя (в том числе международная) экспертиза научно-исследовательской работы и образовательных программ, участие в системе международной стандартизации и сертификации качества управления.

Если раньше серьёзные научные исследования и разработки были прерогативой узкой группы талантливых учёных из числа профессорско-преподавательского состава и некоторых аспирантов, то сейчас они должны стать реальной частью работы всех преподавателей.

Те профессора, которые не занимаются исследовательской работой и не имеют опыта участия в реальных производственных процессах, не начнут проводить передовые исследования, даже если им платить большую зарплату. Поэтому в основу кадровой политики необходимо положить принципы целевой поддержки наиболее продуктивно работающих учёных. Это следует делать в том числе с помощью новой системы оплаты труда, предполагающей более значительную дифференциацию зарплаты.

Необходимо преодолеть традицию "инбридинга" – привлечения на работу собственных выпускников.

Такую практику следует применять только в том случае, если выпускники получили опыт работы или степень в другом учебном заведении, научном центре или на предприятии.

Ведущие исследовательские университеты должны выйти на международный кадровый рынок учёных, вовлекая в свою работу лучших мировых специалистов. Особая роль должна быть отведена обновлению практики научного руководства, координации курсовых работ студентов.

Кардинально должна измениться аспирантура. Вслед за европейскими университетами и в интеграции с ними российские вузы нуждаются в создании современных центров подготовки высококвалифицированных специалистов, формировании нового поколения учёных, передаче лучших академических традиций и поддержании научной этики.

В нынешних условиях становится бессмысленно учить детализированным производственным технологиям, постоянное обновление которых делает малоэффективным целый ряд традиционных дисциплин профессионального цикла. В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях.

Авторы концепции определяют несколько заметных изменений в среднесрочной перспективе (до 2015 года):

1. Удвоение объёма заказов вузам (включая малые инновационные предприятия) на НИОКР со стороны реального сектора экономики;

2. Удвоение объёма высокотехнологичной продукции, выпускаемой малыми предприятиями вузов;

3. Обеспечение возможности стажировок в других вузах для 25 процентов студентов;

Особые требования предъявляются к 50 ведущим вузам страны (НИУ, ФУ):

– практика студентов проводится на предприятиях или научных организациях;

– не менее 35 процентов профессорско-преподавательского состава участвуют в заказных НИОКР и работают в высокотехнологичных компаниях;

– действует управляющий совет, 2/3 состава которого – представители работодателей местных и региональных администраций. У каждого совета есть ясные полномочия по влиянию на кадровую, финансовую и инвестиционную политику вуза;

– среднестатистический индекс цитируемости профессорско-преподавательского состава вырос в 1,5 раза;

– реализуются договора с зарубежными партнёрами по осуществлению образовательных программ или проведению исследований.

Развитие исследовательской и инновационной деятельности в вузах не может стать результатом административного давления, считают в Минобрнауки.

Следует ориентироваться на формирование системы стимулов для этой деятельности. Среди них:

1. Закон, позволяющий создавать малые инновационные предприятия при вузах (от 2 августа 2009 года, № 217). Уже открыто более 500 таких предприятий;

2. Конкурс на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов;

3. По поручению президента РФ ведётся работа по подготовке программ инновационного развития компаний с госучастием (акционерных обществ, госкорпораций и федеральных государственных унитарных предприятий), предполагающих сотрудничество с российскими вузами по исполнению корпоративных планов НИОКР;

4. Механизмы оформления технологических платформ как площадок коммуникации образовательных, производственных и научных секторов экономики;

5. Дополнительные средства господдержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций вузов выделены правительством России в рамках постановлений №№ 218-220;

6. Дополнительные возможности развития инициатив вузов в прикладной исследовательской деятельности предоставляются в рамках работ по реализации приоритетных направлений, определённых Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России;

7. В Минобрнауки создан Департамент стратегического развития, важнейшей задачей которого является поддержка развития исследовательской и инновационной деятельности вузов.

Департамент предлагает вузовским работникам принять участие в обсуждении проекта данной концепции. Предложения и замечания можно направлять по электронной почте Popova@Amon.gov.ru или факсу +7 (495) 629-60-52, +7 (495) 629-60-52, +7 (495) 629-60-52.

Автор: Марина Муравьёва
Источник: STRF
Материал сайта http://kursk.rosmu.ru

Bookmark and Share


Последнее обновление 14.10.10 14:58
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии  

 
+1 #2 14.10.2010 17:49
Миноброзования уже занималось инновациями. Помнится это закончилось тем, что разогнали Федеральное агентство по науке и инновациям, Царствие ему небесное.
Цитировать
 
 
+1 #1 14.10.2010 17:43
Не понятно, заложено ли финансирование на реализацию концепции? Если нет - то всё - пустота (отрыжка или пук).

А о каких деньгах может идти речь, если минобр даже жадится на повышение стипендий молодым ученым? Какую науку может сделать нищий аспирант, если он думает гдебы подработать чтобы прокормить семью или хотябы не умереть с голоду?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить